26.03.13 в 12:50

Как не быть обманутым кассиром в магазине

В данной новости было отмечено: «В редакцию prodano.by поступило письмо от Василия Городило: "В субботу, 23 марта 2013 г., я закупался в супермаркете "Белмаркет" в пос. Колодищи. Дома я обнаружил несоответствие цены одного из товаров по чеку и по ценнику в торговом зале. Вывеска на кассе магазина афиширует: "Если цена на товар, указанная на ценнике, отличается от цены в кассовом терминале, покупатель, обнаруживший это, получит данный товар бесплатно". Но все же забрать товар бесплатно у меня не получилось».

Действующее законодательство о защите прав потребителей не предусматривает право потребителя в описанном случае требовать такой же товар бесплатно (дополнительно к оплаченному). В нашем случае продавец взял на себя "повышенные обязательства": установил определенные правила, при соблюдении которых он должен выдать покупателю, обнаружившему несоответствие цены товара, такой же товар бесплатно. Т.к. данные обязательства приняты продавцом добровольно (не регулируются законодательством), он вправе самостоятельно устанавливать условия бесплатной выдачи товара.

 В нашем случае потребитель выполнил все требования, которые установил продавец в п. 2.1 и 2.2 Маркетинговой стратегии своего супермаркета: предъявил продавцу кассовый чек, фото ценника, также цена в чеке была выше цены на ценнике. При этом п. 2.1 НЕ требует предъявить эти документы непосредственно после покупки, т.е. потребитель вправе вернуться в магазин и заявить соответствующее требование, например, через день. Поэтому продавец должен был выдать покупателю такой же товар бесплатно (без требования о возврате оплаченного товара). При этом, на наш взгляд, такая "компенсация" не лишает потребителя права требовать возврата разницы цены.

Ведь согласно действующему законодательству, цена товара является существенным условием договора розничной купли-продажи. Продавец должен указать цену при продаже товара. Поэтому цена, указанная на ценнике, который размещен на товаре (возле него), является действительным предложением продавца о продаже товара. Если покупатель оплатил большую цену за этот товар, что подтверждается чеком, он вправе требовать возврата разницы.

 Исходя из описания ситуации, можно предположить, что а) либо потребитель не выполнил требования п. 2.3 Маркетинговой стратегии данного супермаркета (не предоставил паспорт или не подписал накладную), и тогда отказ в предоставлении такого же товара бесплатно является правомерным; б) либо продавец нарушил принятые на себя обязательства.

Вадим Пашкевич,

юрист юридической компании RAIDLA LEJINS & NORCOUS (www.rln.by).

Комментарии 0